Юридические консультации, помощь и услуги медицинского юриста
Медицинский юрист
Жанна Олеговна Алтунян

Пациенты — потребители медицинских услуг

Врачебные ошибки

ban2

Рекомендации пациентам

На вопросы отвечает юрист по защите прав пациентов Жанна Олеговна Алтунян

Вопрос: Я нахожусь в больнице на лечении, врач хочет меня выписать, но я считаю, что мое состояние здоровья требует продолжения лечения  в больнице, правильно ли действует врач или нет?

Ответ: Основания для выписки пациента из стационара определяет его лечащий врач совместно с заведующим отеделением, руководствуясь результатами инструментально-лабораторных исследований, клинической картины заболевания пациента, достигнутым результатом лечения и сроками лечения в соответствии с установленным стандартом (порядком) оказания медицинской помощи по конкретной нозологии, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения. Вместе с тем, если выписка явилась преждевременной и после выписки из больницы состояние здоровья пациента значительно ухудшилось, что может подтвердиться, к примеру, повторной госпитализацией в стационар, вызовом бригады СМП или патронажем участкового врача, то и лечащий врач и заведующий отделением понесут за это ответственность. Не лишним будет оставить заявление на имя главного врача больницы с изложением необоснованности выписки.

Вопрос: Можно ли обжаловать решение МСЭК, с которым я не согласна, если да, то каким образом.

Ответ: Да, можно. В досудебном порядке и в суде. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. 

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Имеет ли право больница отказывать пациенту при самостоятельном обращении, когда пациент поступает в больницу не по "скорой помощи" и не по направлению врача?

Ответ: Отказ в оказании медицинской помощи пациенту, поступившему в больницу "самотеком", если она требуется, неправомерен. Кроме того, действующим законодательством регламентированы случаи, когда лечебное учреждение обязано госпитализировать пациента.

Вопрос: Имеет ли право больница отказывать мне в выдаче моей медицинской карты на руки, мотивируя отказ «врачебной тайной» и тем, что я могу получить свою карту на руки только по запросу суда или через следственные органы?

Ответ: Отказ неправомерен. Вы имеете право в доступной для Вас форме получить имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии Вашего здоровья. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Отказ в предоставлении гражданину информации может быть расценен как уголовно наказуемое деяние.

Вопрос: Я обратилась в частную клинику с претензией на некачественно оказанные мне медицинские услуги, но в клинике мне отказываются ставить отметку на моей копии претензии. Как поступать в такой ситуации?

Ответ: Если в Клинике отказывают ставить отметку на Вашей копии претензии, в таком случае Вам необходимо отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении почтой России.

Вопрос: Имею ли я право выбирать лечащего врача, если тот врач, который меня лечит не компетентен?

Ответ: Да, имеете. Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с действующим законодательством в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Вопрос: Мне отказывают в медицинской помощи в больнице по месту жительства. Куда я могу пожаловаться?

Ответ: Отказ в медицинской помощи лицом, обязанным ее оказывать недопустим. Жаловаться необходимо руководству больницы, в страховую медицинскую организацию и в прокуратуру.

Вопрос: Могу ли я взыскать через суд денежные средства, потраченные мной на приобретение лекарственных препаратов, которыми меня должны были обеспечить как льготника?

Ответ: Да, Можете. Для этого Вам необходимо обратиться в суд с исковым заявлением и приложиь к иску в качестве доказательств необходимые документы, в частности, платежные документы на приобретение лекарственных препаратов.

Вопрос: На судебное заседание в качестве свидетеля судом был вызван врач, который спасал моего супруга после неудачно проведенной ему операции в другой больнице. Из того, о чем на судебном заседании говорил врач в протоколе судебного заседания почти ничего не отражено. Имею ли право заявить об этом?

Ответ: Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подать в письменной форме замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту. Принесение замечаний на протокол судебного заседания – одно из процессуальных прав лиц, участвующих в деле.