Запись на консультацию к юристу по медицинским вопросам по телефону: 8(909) 920-89-67
Медицинский юрист
Защита прав пациентов

Пациент-потребитель медицинских услуг

Права пациента

Пациент имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Вместе с тем у пациента есть право получить медицинские услуги и на платной основе.

Медицинская организация, перед подписанием с пациентом договора возмездного оказания медицинских услуг, обязана проинформировать пациента о том, что он имеет право получить конкретные медицинские услуги на бесплатной для него основе, в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Пациент, приобретая медицинские услуги на платной основе, становится потребителем

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий, приобретающий услуги исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных нужд. Взаимоотношения между пациентом-потребителем и медицинской организацией регулируются законом «О защите прав потребителей». Закон наделяет потребителя широкими правами, зная которые, потребитель может эффективно защитить и восстановить их.

На что имеет право пациент-потребитель медицинских услуг при обнаружении дефекта

ВАЖНО! Перед тем как куда-либо обращаться, к примеру с претензией в медицинскую организацию, или с исковым заявлением в суд, пациент должен иметь на руках договор, заключенный с медицинским учреждением, платежные документы (квитанции, чеки), подтверждающие оплату медицинских услуг по договору, и копии медицинских документов (медицинская карта/история болезни) либо выписку из медицинской карты.

Имея на руках все необходимые документы, можно обратиться с претензией в порядке досудебного урегулирования конфликта, к руководству Клиники, изложив в ней суть Вашего обращения и требования. Далее, все зависит от ответа, который в зависимости от того, удовлетворены ли Ваши требования и в каком объеме, Вы можете обратиться с иском в суд или согласиться на предложенную клиникой часть удовлетворения требований.

В случае, если пациент-потребитель медицинских услуг обнаружил недостатки оказанных медицинских услуг, то по закону он вправе требовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Пациент-потребитель медицинских услуг вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Медицинский юрист: "Основываясь на многолетнем практическом опыте можно сделать вывод, что многие пациенты, обращаясь в платные медицинские центры, подписывают договор на оказание платных медицинских услуг, не читая его внимательно. То же самое происходит и при подписании бланка информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство...".