Действие закона "О защите прав потребителей" при оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования
К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Об этом указывает в своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
То есть, пациент в системе ОМС имеет права не только как застрахованного лица, но и как потребителя. И в случае нарушения его прав, как потребителя, пациент может обратиться с иском в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав, как потребителя. При этом стоит отметить, что факт нарушения прав потребителя является достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации потребителю морального вреда, что следует из вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ.
Права пациента в системе ОМС, как застрахованного лица и потребителя медицинских услуг.
Права пациента в системе обязательного медицинского страхования.
При оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС, права застрахованных обеспечивают:
• Медицинские организации;
• Страховые медицинские организации;
• Территориальные фонды ОМС.
Пациенты, как застрахованные лица в системе ОМС, исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на:
Бесплатное оказание им медицинской помощи;
Выбор страховой медицинской организации;
Замену страховой медицинской организации;
Выбор медицинской организации;
Выбор врача;
Получение от Федерального фонда, Территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
Защиту персональных данных;
Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи;
Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;
Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что оказание медицинской помощи по программе ОМС не предусматривает заключение договора между пациентом и медицинской организацией договора на оказание платных медицинских услуг, а реализуется за счет средств ОМС.
Права пациентов – потребителей медицинских услуг.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребители имеют право на:
Безопасность услуг/работ;
Надлежащее качество услуг/работ;
Информацию об услугах/работах;
Информацию об Исполнителе;
Соблюдение сроков оказания услуг/выполнения работ;
Соблюдение сроков устранения недостатков оказанной услуги/выполненной работы при обнаружении недостатков оказанной услуги/выполненной работы;
Соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.
При этом необходимо отметить, что в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» дано определение потребителю и исполнителю, а именно: «Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель – исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору». Таким образом, заключение договора между медицинской организацией и пациентом/заказчиком на оказание платных медицинских услуг является обязательным.
Действие Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в системе обязательного медицинского страхования.
Об этом прямо указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а именно: «К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей». То есть, пациент в системе ОМС имеет права не только как застрахованного лица, но и как потребителя. И в случае нарушения его прав, как потребителя, пациент может обратиться с иском в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав, как потребителя. При этом стоит отметить, что факт нарушения прав потребителя является достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации потребителю морального вреда, что следует из вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ.
Таким образом, в случае нарушения прав пациента при оказании медицинской помощи в рамках ОМС и обращении пациента в суд, установленный факт нарушения прав потребителя повлечет за собой удовлетворение иска.