Ведение сложных медицинских дел в интересах пациентов
Суббота 27 апреля
Защита прав пациентов
+7 (909) 920-89-67
Приветствуем Вас на сайте медицинского юриста по защите прав пациентов!

Статьи медицинского юриста


Тема: "На что пациенту необходимо обратить внимание при заключении договора с клиникой на оказание платных медицинских услуг".


Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг регламентирован Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». 

При заключении (подписании) договора на оказание платных медицинских услуг пациенту необходимо обратить внимание на следующие обязательные условия.

– Сведения об исполнителе и потребителе, заказчике медицинских услуг;
– Предмет договора;
– Условия и порядок предоставления медицинских услуг;
– Объем и стоимость медицинских услуг;
– Порядок оплаты медицинских услуг;
– Сроки предоставления медицинских услуг;
– Порядок изменения и расторжения договора;
– Ответственность сторон за невыполнение условий договора;
– Порядок разрешения конфликта.

Если в договоре отсутствует точный перечень, стоимость и сроки оказания медицинских услуг или/и содержатся условия, ограничивающие права потребителя на расторжение договора и обусловливающие  удержание с пациента внесенных им денежных средств или/и указание в договоре на конкретный суд, в котором будет рассматриваться иск пациента к клинике при возникновении конфликта, то это повод задуматься, а стоит ли подписывать такой договор. Любое изменение условий договора должно быть оформлено дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора. 


Тема: "Дефекты оформления и ведения медицинской карты как критерии оценки качества медицинской помощи".


Ведение медицинской карты по условиям оказания медицинской помощи относится к критериям оценки качества медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи". 

Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях или вне медицинской организации относится к первичной учетной и отчетной документации лечебно-профилактического учреждения государственной или частной системы здравоохранения. При этом требования к оформлению медицинских карт по утвержденным формам являются одинаковыми для всех медицинских учреждений и организаций. К сожалению, многие врачи халатно  относятся к оформлению карт, а зачастую и вовсе, допускают грубые нарушения. Наиболее часто, при ознакомлении с медицинской картой пациента можно обнаружить такие дефекты оформления как шаблонность записей, неполнота сведений о диагнозе, проведенном лечении, невнесение сведений о результатах осмотра, отсутствие протокола выполненной операции, отсутствие записи получения от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа пациента от медицинского вмешательства. Судебная практика юриста полна дел, когда суд взыскивал с ответчика по делу - медицинской организации, в пользу истца - пациента и потребителя медицинских услуг, денежные средства за установленные дефекты оформления и ведения медицинской карты. 

В соответствии с действующим законодательством, пациент имеет право знакомиться с подлинником своей медицинской карты, получить ее заверенную копию и выписку из нее. Поэтому, при обнаружении дефектов оформления карты, наличии несоответствия данным осмотрам, датам приема, жалобам пациента, следует сообщить о факте нарушения руководителю медицинской организации для устранения и недопущения такого рода нарушений. 

Стоит отметить, что многие медицинские организации по результатам приема, осмотра знакомят пациента с записью и если пациент согласен с записями в карте, он ставит свою подпись под записью врача. 


Тема: "Штраф с медицинской организации в пользу пациента за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя"


При обнаружении недостатков платных медицинских услуг пациент имеет право обратиться к руководителю медицинской организации с претензией на качество медицинских услуг, в которой указывает на недостатки услуг и требования. На данную категорию спорных правоотношений распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», который обязывает медицинскую организацию ответить на претензию пациента в течение 10 дней. При подтверждении факта ненадлежащего оказания услуг, нарушении порядков, стандартов лечения и клинических рекомендаций, как правило, клиники удовлетворяют требования пациента, изложенные им в претензии. Однако некоторые из клиник не желают признавать свои ошибки и дефекты, в удовлетворении требований потребителя отказывают. Тогда пациент обращается с иском в суд.

При вынесении решения в пользу пациента, суд, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», взыскивает с ответчика (медицинской организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истца с ответчика. При этом сумма штрафа в большинстве споров является ощутимой для ответчика, учитывая тот факт, что это половина суммы удовлетворенных в совокупности требований - расходы на лечение, возврат денежных средств, внесенных за лечение в клинику, моральный вред и т.д.

Таким образом, если требования пациента заявлены обоснованно и врачом действительно были допущены дефекты лечения, то при обращении пациента в суд клиника понесет гораздо большие финансовые потери, чем в случае, если бы требования потребителя были бы удовлетворены добровольно в досудебном порядке. 


Публикации