Юридические консультации, помощь и услуги медицинского юриста
Медицинский юрист
Жанна Олеговна Алтунян

Пациенты — потребители медицинских услуг

Врачебные ошибки

ban2

Рекомендации пациентам

Защита прав пациентов

При обращении в медицинское учреждение, как правило, пациент не задумывается о том, что его права могут быть нарушены, что результат медицинской услуги может его сильно разочаровать, что в результате оказанных медицинских услуг может наступить вред его здоровью. И такой неблагоприятный исход лечения зачастую приводит как к инвалидности пациентов, так и к летальным исходам. 

Именно поэтому, пациенту необходимо обратитья внимание на квалификацию и стаж работы врача, наличие лицензии у медицинского учреждения, соответствие лицензионным требованиям, на соблюдение медицинским учреждением санитарно-эпидемилогических требований и т.д.

Очень важно, особенно при обращается за медицинским услугами в частную систему здравоохранения, обратить внимание на юридическую сторону взимоотношений пациента с медицинским учреждением. Стоит внимательно ознакомиться со всеми услвоиями договора, с текстом информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Все это требует особого внимания перед заключением Договора, а не после его подписания. Ведь подписав Договор на оказание медицинских услуг, пациент, по сути, согласился со всеми его условиями.

Юрист по медицинским вопросам рекомендует пациентам:

  • По возможности обращайтесь в проверенные медицинские учреждения. Заранее собирайте информацию о лечебном учреждении, если конечно, Ваше лечение не требует экстренного медицинского вмешательства;
  • Если Вам поставили диагноз и у Вас имеются сомнения в его достоверности и обоснованности, не волнуйтесь, и перепроверьте диагноз у другого специалиста в другом медицинском учреждении. Как правило, если мнения двух и более специалистов совпали, диагноз верный.Это относится и к результатам анализов. Помните, лечение не будет эффективным, если Вас лечат на фоне неверно верифицированного диагноза. Поэтому, не стоит бежать "сломя голову" в аптеку за дорогостоящими лекарственными средствами, ведь не исключено, что Ваши опасения по поводу правильности установленного диагноза, могут быть не напрасны, а диагноз ошибочным;
  • Не спешите подписывать договор на оказание платных медицинских услуг, даже если Вас торопят сотрудники медицинского учреждения.Внимательно и не спеша прочитайте каждый пункт договора и все его условия. Подписывая договор, Вы, фактически, соглашаетесь с его условиями, причем в добровольном порядке;
  • Перед подписанием бланка информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, внимательно ознакомьтесь с его содержанием, особое внимание обратите на то, как описаны риски и последствия медицинского вмешательстива, в том числе, осложнения и неблагоприятный исход лечения;
  • Сохраняйте договор, выписки и дневниковые записи врачей, все платежные документы (чеки, квитанции и др.) при обращении за платными медицинскими услугами на случай возникновения неблагоприятного исхода лечения или нарушения прав пациента;
  • Снимайте копии с медицинских документов, требуйте выписку из медицинской карты;
  • Задавайте Вашему лечащему врачу вопросы при их возникновении относительно обследования и лечения. Пациент имеет право в доступной для него форме получать имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;
  • Не спешите бежать в кассу государственного сектора здравоохранения (поликлиника, КДЦ, больница и т.д.) и оплачивать медицинские услуги, не удостоверившись, что данная услуга входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, которая является для пациента бесплатной;
  • При нарушении медицинским работником правил медицинской этики и деонтологии - не отвечайте грубостью на грубость, обращайтесь с заявлением к руководителю медицинского учреждения, страховую медицинскую организацию, в территориальный орган здравоохранения, изложив в заявлении обстоятельства нарушения Ваших прав.

Следуя этим простым, но важным рекомендациям, пациент может избежать неприятных последствий, связанных с обращением в медицинскую организацию, восстановить свои права, а при необходимости, доказать вину врача в суде.

 Права пациентов

  • выбор врача и выбор медицинской организации;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к пациенту адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к пациенту священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Зная свои права – пациент может эффективно их использовать при обращении в медицинское учреждение!

Внимание врача и его добросовестное отношение к пациенту, хорошо разбирающемуся в своих правах, а также в правах и обязанностях врача, со стороны врача в разы повышено!

При наступлении неблагоприятных последствий в результате лечения, по возможности, обращайтесь к компетентным медицинским юристам, справедливо и принципиально отстаивающим права пациента как в суде, так и на этапе досудебного разрешения медицинского конфликта!

Вместе мы победим недобросовестных врачей и повысим качество медицинских услуг!