Юридические консультации, помощь и услуги медицинского юриста
Медицинский юрист
Защита прав пациентов

Пациенты — потребители медицинских услуг

Рекомендации пациентам

Памятка 

  • По возможности обращайтесь в проверенные медицинские учреждения. Заранее собирайте информацию о лечебном учреждении, о враче, если конечно, Ваше лечение не требует экстренного медицинского вмешательства;
  • Требуйте информацию о квалификации врача, сертификатах, опыте и стаже его работы в конкретной области медицины;
  • Проверяйте наличие лицензии на вид предполагаемой по лечению медицинской услуги;
  • Если Вам поставили диагноз и у Вас имеются сомнения в его достоверности и обоснованности, не волнуйтесь, перепроверьте диагноз у другого специалиста в другом медицинском учреждении. Как правило, если мнения двух и более специалистов совпали, диагноз верный.Это относится и к результатам анализов. Помните, лечение не будет эффективным, если Вас лечат на фоне неверно верифицированного диагноза. Поэтому, не стоит бежать "сломя голову" в аптеку за дорогостоящими лекарственными средствами, ведь не исключено, что Ваши опасения по поводу правильности установленного диагноза, могут быть не напрасны, а диагноз ошибочным;
  • Не спешите подписывать договор на оказание платных медицинских услуг, даже если Вас торопят сотрудники медицинского учреждения.Внимательно и не спеша прочитайте каждый пункт договора и все его условия. Подписывая договор, Вы, фактически, соглашаетесь с его условиями, причем в добровольном порядке;
  • Перед подписанием бланка информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, внимательно ознакомьтесь с его содержанием, особое внимание обратите на то, как описаны риски и последствия медицинского вмешательстива, в том числе, осложнения и неблагоприятный исход лечения;
  • Сохраняйте договор, выписки и дневниковые записи врачей, все платежные документы (чеки, квитанции и др.) при обращении за платными медицинскими услугами на случай возникновения неблагоприятного исхода лечения или нарушения прав пациента;
  • Снимайте копии с медицинских документов, знакомьтесь с подлиннком медицинской карты/истории болезни, требуйте выписку из медицинской карты и заверенную надлежащим обоазом медицинскую карту;
  • Задавайте совему лечащему врачу вопросы при их возникновении относительно обследования и лечения. Пациент имеет право в доступной для него форме получать имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствии и результатах оказания медицинской помощи;
  • Не спешите бежать в кассу государственного сектора здравоохранения (поликлиника, КДЦ, больница и т.д.) и оплачивать медицинские услуги, не удостоверившись, что данная услуга входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, которая является для пациента бесплатной;
  • При нарушении медицинским работником правил медицинской этики и деонтологии - не отвечайте грубостью на грубость, обращайтесь с заявлением к руководителю медицинского учреждения, страховую медицинскую организацию, в территориальный орган здравоохранения, изложив в заявлении обстоятельства нарушения Ваших прав.

 Права пациентов

  • выбор врача и выбор медицинской организации;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к пациенту адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к пациенту священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.